Специалисты Упрдор «Холмогоры» проверяют качество асфальта и выполненных ремонтов, которые сегодня проходят на улицах Вологды. Журналисты ИА «Вологда Регион» побывали в лаборатории федерального дорожного управления и своими глазами увидели, как проводятся испытания образцов.

Напомним, в Вологде в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» идет ремонт улиц Гагарина, Карла Маркса, Некрасова, Предтеченской, Прокатова, Пролетарской, Пугачева, Северной, Челюскинцев и Пошехонского шоссе. При включении их в список приоритетных учитывались интенсивность движения по каждой из улиц и наличие важных социальных объектов.

До начала ремонта проезжей части коммунальщики проверяют состояние инженерных сетей. Сейчас дорога обновляется на свободных от коммунальных работ участках. Рабочие приводят в порядок не только проезжую часть, но и парковки, тротуары, устанавливают бордюрный камень.

«Наше Управление выполняет контролирующие функции, в том числе, лабораторный контроль асфальтобетона до его укладки и после. С дорог Вологды мы берем пробы на соответствие нормативам и ГОСТ», - рассказал начальник отдела контроля качества ФКУ «Упрдор «Холмогоры» Федерального дорожного агентства Артем Рогозин.

Во время посещения лаборатории эксперты рассказали нам, что образцы асфальтобетона берутся для испытаний с помощью керноотборника - специальной установки для выбуривания проб.

«По регламенту, наши эксперты минимум раз в месяц выезжают на объекты и смотрят, какие работы и с каким качеством выполняются. При проверке они обращают внимание на толщину верхнего слоя асфальтобетона, его показатель сцепления с нижним слоем; на месте обследуют верхний слой асфальтобетонного покрытия на возможность появления просадок и трещин, - объясняет Артем Рогозин, показывая лабораторное оборудование. - Образцы берутся на любом участке дороги независимо от жаркой или дождливой погоды».

По форме керны получаются цилиндрические, потом их нумеруют и регистрируют. После взятия образцов подрядчик обязан заделать отверстия.

В лаборатории есть несколько помещений, сначала в одном из них исследуется минеральная часть керна на зерновой состав смеси (количество песка, щебня, битума и других составляющих). Потом в соседнем цехе на прессе формуются образцы для изучения того, насколько физико-механические свойства асфальтобетона соответствуют ГОСТу.

Далее керны проверяют на водонасыщение, этот анализ позволяет понять, как асфальтобетон впитывает и удерживает влагу. Если образец не пропускает воду - это свидетельствует о хорошем качестве покрытия.

У образцов также проверяют предел прочности при сжатии 0°, 20° и 50°. В первом случае должно быть не менее 2,5 и не более 6 мегапаскаль [Мпа]. Во втором - не менее 2,2 Мпа, в третьем - не менее 0,65 Мпа. Следуя формулам, высчитываем, что это получается - 220 000 кгс на 1 м². А 220 тысяч кг, это - 220 тонн. Примерно столько весит синий кит. То есть, один квадратный метр дороги должен выдерживать вес равный весу млекопитающего. 

Эксперты смотрят на толщину асфальта, которая должна соответствовать проекту. На ремонтируемых сейчас улицах она составляет не менее 5 см, а хорошими показателями плотности считаются 2,61 и 2,62%. Это, по словам экспертов, гарантирует, что долгое время дорога будет ровной.

Всего же лабораторные испытания занимают от двух до трех дней.

«К качеству уложенного в Вологде асфальтобетона претензий нет. По толщине были вопросы к подрядчику, работающему на улице Карла Маркса - она немного не соответствовала требованиям. Об этом мы поставили в известность заказчика, вместе с ним вновь выезжали и делали замеры. Насколько мне известно, подрядчик устранил недочет», - отметил Артем Рогозин.

Эксперты лаборатории Упрдор «Холмогоры» также брали пробы асфальтобетона с улиц Гагарина, Предтеченской, Пролетарской и Северной. После проведенных испытаний к подрядчикам не возникало вопросов.

Светлана Воронович