Октябрьский мост в Вологде.

Главным событием в жизни Вологды второй половины августа 2018 года можно смело назвать начало работ по капитальному ремонту Октябрьского моста через реку Вологду.

Из-за сокращения пропускной способности мостового сооружения, построенного 87 лет назад, весь центр Вологды превратился в одну большую автомобильную пробку. Она наглядно демонстрирует вологжанам, что без моста-труженика Вологде никак не обойтись в будущем. А пока ИА «Вологда Регион» решило обратиться к истории сооружения Октябрьского моста.

ИЗ ЦЕРКОВНЫХ КИРПИЧЕЙ

О необходимости его появлении вологжане впервые заговорили в середине 1920-х годов, когда для обеспечения обороноспособности страны остро стоял вопрос надежного сообщения между Москвой и Архангельском. Его деревянный предшественник, рожденный 27 годами раньше - в 1901 году, нуждался в ремонте и требовал немалых средств на содержание.

1930-й год. Строительство Октябрьского моста.


Решение о строительстве первого в истории Вологды железобетонного моста взамен старого Архангельского деревянного моста было принято инженерно-технической секцией губотместхоза в 1927 году. 50 тысяч рублей на его проектирование и возведение выделила Москва, 100 тысяч рублей - местный бюджет. В том же 1927 году начались подготовительные работы. Первым делом строители приступили к разборке Вознесенской церкви, стоявшей на месте спортивной площадки у «Труда». Полученные при этом кирпич и камень использовались при возведении мостовых опор.

МОГ БЫ СТАТЬ ПАРИЖСКИМ

Проектировщиком моста официально считается Григорий Передерий (1871-1953). Этот талантливый инженер, будущий академик и лауреат Сталинской премии, спроектировал и построил Володарский мост и мост лейтенанта Шмидта в Ленинграде. Но на самом деле Октябрьский мост появился на свет благодаря другому инженеру - Алексею Гаккелю.

Алексей Гаккель - автор проекта моста, на фото справа.


Он был учеником Григория Передерия, и именно Передерий предложил взять за основу моста в Вологде дипломный проект Гаккеля - трехпролетный железобетонный мост на каменных опорах. Средний 36,5-метровый пролет автор предложил приспособить для пропуска судов.

18 марта 1931 года. Митинг по случаю открытия моста.


Торжественное открытие нового моста состоялось в 1931 году, на пять месяцев раньше планируемого срока, и по тогдашней моде было приурочено ко Дню Парижской коммуны. Правда, мост почему-то назвали Октябрьским.

МИФЫ О БЕТОНЕ И МОРОЗЕ

Завершение работ на объекте газета «Красный Север» назвала «новой победой на строительном фронте». К часу дня 18 марта 1931 года на берегах реки Вологды собралось, пожалуй, все население города. На площади у бывшего Духовного училища состоялся митинг трудящихся. После пространных здравиц в адрес строителей, прозвучавших из уст представителей рабочего класса, трудового крестьянства и Красной Армии, состоялось торжественное перерезание ленточки. Затем по новому мосту проехали тяжелые груженые машины. Он блестяще выдержал испытание.

Октябрьский мост, 1950-е годы.


Вечером в городском театре представители общественности слушали информационный доклад главного виновника торжества - инженера Гаккеля. Он отметил, что все выпавшие на долю строителей трудности - морозы, нехватка рабочей силы и финансов - не помешали завершить работы вовремя. При его строительстве была полностью опрокинута теория о невозможности бетонирования зимой. В завершении своей речи инженер дал гарантию, что его мост будет крепкой переправой через реку Вологду по крайней мере на сто лет.

Октябрьский мост, 1982 год.


И, похоже, Алексей Адольфович не ошибся. Октябрьский мост лишь однажды подвергался ремонту и расширению проезжей части во второй половине 1980-х годов, когда было решено проложить по нему четвертый троллейбусный маршрут.

Евгений Стариков, фото: группа ВК «Старая Вологда»