Как в Вологодской области исполняются майские Указы президента о зарплатах педагогов? Будет ли что-то меняться в ближайшее время в области и стране? Эти и другие вопросы журналист ИА «Вологда Регион» задал председателю областной организации Профсоюза работников народного образования и науки Светлане Павлушковой.

- Светлана Вадимовна, в начале года во время доклада в Совете Федерации РФ Министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «В каждом регионе зарплаты учителей удалось привести к средней региональной заработной плате. Но есть проблемы в другой части - распределении фонда оплаты труда на местах, и мы их видим». Есть ли такие проблемы в Вологодской области? Если ли у наших учителей понимание ситуации?

- Напомню, по Указу Президента Владимира Путина зарплата учителей «привязана» к средней по региону, которая определяется исходя из данных статистики. Именно отталкиваясь от этой средней цифры составляются финансовые планы, выделяются деньги, а потом проверяются все регионы - средний размер зарплаты педагогов соответствует заложенным в расчётах показателям, или нет. Проверяют все: и Правительство страны и мы, как Профсоюз. В Вологодской области, как и в большинстве других регионов, они выполняются. По данным статистики, средняя зарплата педагогов школ за 2020 год составила 37 727 рублей при прогнозе среднемесячного дохода от трудовой деятельности по региону 36 486 рублей.

- Но недопонимания все равно остаются.

- Конечно. Потому что каждый работник желал бы видеть в своем квитке зарплату не ниже средней по региону, то есть не меньше 36 500 рублей. Теперь смотрим из чего складывается зарплата: должностной оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. У педагогов разные квалификационные категории, разный стаж. Очевидно же, что зарплаты молодого учителя без стажа и педагога со стажем свыше 15 лет и высшей квалификационной категорией будут отличаться.

Еще один важный момент - нагрузка. Кто-то работает на одну ставку, кто-то на полторы, а в тех населенных пунктах, которые испытывают «кадровый голод», и на две.

Согласитесь, что при таких условиях зарплата не может быть одинаковой у всех. Собственно говоря, такого требования нет и в Указе Президента.

- Кроме Указа Президента есть ведь и другие документы, которые регламентируют зарплату учителя.

- Общие подходы к оплате труда определены давно. Есть такой орган социального партнерства – трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, она объединяется профсоюзы, власть и работодателей. Она обсуждает и ежегодно принимает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Кроме того, и Трудовой кодекс, и Единые рекомендации ссылаются на то, что в отрасли в целом и в организациях обязательно должны быть соглашения, коллективные договоры и локальные нормативные акты.

- Вопрос в том, как эти рекомендации соблюдаются на практике. И, насколько мы понимаем, чаще всего возникают вопросы к справедливости распределения стимулирующих выплат.

- Да, чаще всего трудности и жалобы возникают по ходу распределения стимулирующих выплат. Иной работник может сказать: это руководитель делает без нас. И это очень плохо характеризует коллектив: иногда работники не проявляют свою активность, либо это не делает первичная профсоюзная организация.

Общие подходы к распределению стимулирующих выплат прописаны в Единых рекомендациях. Это есть и в Отраслевом соглашении на федеральном уровне, и в нашем Соглашении между Департаментом образовании области и областной организацией Профсоюза. Принципы распределения стимулирующих выплат четкие и понятные: объективность, предсказуемость, адекватность, прозрачность. То есть, каждый работник должен понимать, за что его могут премировать и стимулировать.

Конечно, это в идеале. Но мы стремимся, чтобы эти правила соблюдались везде! Для этого проводим обучающие семинары, посещаем первичные профсоюзные организации. Отвечаем на вопросы оплаты труда: ежегодно около тысячи письменных и устных обращений от работников и руководителей поступает в профсоюзные организации по оплате труда, и на каждое обращение мы даем разъяснение.

Обсуждаем проблемные вопросы с руководителями учреждений образования. Если возникает непонимание - сообщаем в областной Департамент образования. В 2020 году, несмотря на пандемию, мы провели профсоюзную проверку соблюдения трудового законодательства при распределении стимулирующих выплат в более чем 170 учреждениях образования региона. Где нашли погрешности, дали рекомендации, как исправить ситуацию. Руководители относятся к таким проверкам очень конструктивно.

В каждом учебном заведении есть своя комиссия по распределению стимулирующих выплат. В нее обязательно входит представитель профсоюзной организации. И комиссия не из воздуха берет цифры, она учитывает вклад каждого работника в деятельность учебного учреждения.

- Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин поручил Минпросвещению РФ совместно с Минтрудом России, Минфином России и профсоюзом образования разработать предложения по установлению единых требований к оплате труда педагогических работников.

В свою очередь министр просвещения Сергей Кравцов заявил: «Мы разрабатываем предложения по установлению единых требований к оплате труда учителей. Посмотрим и базовую ставку, и надбавки, которые есть в системе образования. Цель нашей работы - каждый педагог должен знать не только уровень своего дохода, но и то, из чего он состоит, какие у него надбавки. Все это, повторюсь, должно быть максимально прозрачно».

Светлана Вадимовна, о чем идет речь?

- Действительно, сейчас проводится большая работа по формированию единого для всей страны подхода к системе оплаты труда учителей. Есть несколько принципиально различных подходов. Мы продвигаем тот, где в основе - оклады по профессионально-квалификационным группам (их несколько). Радостно отметить то, что на уровне страны склоняются в сторону нашего предложения. 

Позиция Профсоюза образования такова: нужно четко разработать систему оплаты с учетом должностей всех работников сферы образования, которые относятся к различным профессионально-квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням внутри ПКГ. Важно определить, к какой группе и уровню относится должность, разработать должностные оклады, начиная с самого низкоквалифицированного труда, и затем с учетом уже повышения оклада двигаться вверх – к самых квалифицированным должностям.

Что касается перечня компенсационных выплат, то к ним мы относим дополнительные виды работ, а именно: классное руководство, заведование кабинетом, мастерскими, методическим объединением, преподавание в классе, где есть дети с ОВЗ, работа с часто болеющими детьми. Этих показателей много, но важно сделать так, чтобы этот единый подход окончательно приняли все регионы.

На уровне страны мы – социальные партнеры с Министерством просвещения России и Министерством науки и высшего образования РФ. Мы очень тщательно обсуждаем вопрос оплаты труда работников учреждений образования, подтверждаю это как член Отраслевой комиссии по регулированию социально-трудовых отношений по организациям, подведомственным Министерству просвещения РФ.

Светлана Воронович