Фото: Игорь Аксеновский

Как-то в Вологде прохожий дедок, завидев колонну грейдеров, тракторов и подметальных машин, тожественно взял под козырек. Так, гордо отдавая честь, он и провожал коммунальщиков в «ночное».

Когда большинство вологжан уже вернулись домой с работы и, поужинав, приникли к голубым экранам, на улицы выезжают они – сотрудники ООО «Магистраль». До 100 тракторов, грейдеров, самосвалов и до 130 дорожных рабочих, не считая ИТР. Трудовой день у них (точнее, ночь) длится с 8 вечера до 6-8 утра. Обед - с часу ночи до двух: домашний «тормозок» в кабине машины. И это никого из них не смущает. «Привыкли», - как один смеются коммунальщики.

В 10 вечера на Ленинградском мосту вовсю кипит работа. Рабочие в ярких жилетах сгребают снег лопатами с тротуара. Грейдер срезает вдоль бордюра слежавшиеся снежные валы, а снегопогрузчик по конвейеру (тут его называют «ручки») отправляет всю эту кашу в кузов КамАЗа. Три самосвала, по 10 рейсов на полигон – и сторона моста чистая. Пора переезжать на Проспект Победы, чтобы расчистить зауженную проезжую часть. И такие «звенья» работают по всему городу.

«Сколько снега перекидываем за ночь? Да я не знаю, я ж его не взвешиваю, - хохочет 32-летний рабочий Дмитрий с лопатой. – Спина не болит ли? Конечно, болит. А что делать? У меня двое детей, кормить надо, а тут зарплату вовремя дают, без задержек, словом, меня все устраивает, другую работу я не ищу».

В снегопады «Магистраль» переходит на усиленный режим работы: количество тракторов и самосвалов возрастает в 1,5-2 раза. Мастера и диспетчеры следят за тем, чтобы техники на улицах хватало и, когда надо, перебрасывают ее на проблемные участки. Все машины в «Магистрали» оснащены навигационной системой, поэтому всегда можно отследить, проехал ли водитель весь маршрут, когда начал и закончил работу, не дремал ли за рулем. Впрочем, такого давно уже не было: люди дорожат своей работой.

«Текучка кадров у нас небольшая – абы кого в компанию не берем, только по рекомендации. Работники все опытные, есть даже с высшим образованием, многие работают здесь по 10-15 лет, нареканий к ним нет, - делится мастер Артем Рупышев. - Помнится, на улице Можайского как-то чистили парковку - там снега скопилась огромная куча. Наши парни стали ее сгребать, а ковш не идет: уперся во что-то твердое. Вышли ребята из тракторов, вручную раскопали, а там – «подснежник», заваленный снегом автомобиль. К счастью, машину не повредили – это и есть профессионализм. Благодарят ли нас? Бывает. То наряд ГИБДД проедет мимо и по рации похвалит: «Парни, молодцы!», а иногда и прохожие улыбнутся: «Спасибо, что ночью работаете, никому не мешаете». Впрочем, другие за это ругают, мол, шумите ночами, спать не даете. Так или иначе, но жалоб стало меньше: и мы опыта набрались, и люди, наверное, поняли, что чистить дороги не так-то просто».

Тем временем на другой стороне моста орудует КДМ – комбинированная дорожная машина. КамАЗ с ножом и щеткой спереди и установкой для разбрасывания песка сзади за ночь наезжает по городу 100-150 км. Ездят такие КамАЗы «стайкой» по несколько штук: кто-то чистит улицы и метет, а кто-то их обрабатывает.

«Никакой химии, от которой у людей якобы лопаются подошвы сапог, а у собак болят лапы, мы не применяем: только соль или ее смесь с песком», - рассказывает водитель КДМ Александр Параничев. Он работает две ночи с 8 до 8, а потом - «отсыпной» и выходной. Вологжанин признается, что к габаритам тяжелой машины, обвешанной ножами и щетками, привыкнуть было нелегко. Зато сейчас – «едешь, как страной правишь». Романтики, правда, никакой, сплошная рутина. Как-то раз дальнобойщикам помогли, которые сломались посреди улицы. А больше и вспомнить нечего.

«Зато самому потом приятно ходить по чистым тротуарам и ездить по чистым дорогам, - делится Александр Параничев. – В других городах, где доводилось бывать, смотрю на улицы – там не очень-то чисто. А у нас ребята стараются, пашут без выходных в любую погоду. Я и сам этот Новый год на работе встретил. Правда, к полуночи нас отпустили на пару часов домой, так что под бой курантов я поел оливье, пожелал семье счастья и вернулся на рабочее место. А шампанского выпил уже 1 числа – в законный выходной».

Конкурс на содержание городских улиц «Магистраль» выиграла в 2016 году. Содержит их уже третий год. Летом – ямочный ремонт, грейдирование грунтовок, обустройство газонов, покраска ограждений и перил мостов, автобусных остановок. Ну а зимой – уборка снега и обработка от гололеда.

«Сразу скажу: дворы – это не наше, это «епархия» ТСЖ и управляющих кампаний. Мы чистим проезжую часть, тротуары, остановки, часть внутриквартальных проездов. Общая зона ответственности – три миллиона квадратных метров, из них 2,2 – проезжая часть. В сутки мы вывозим до 4000-5000 кубов снега, в сезон – до 300 тысяч кубов. Это примерно 100 эшелонов по 50 вагонов. Все это вывозится и трамбуется на специальной площадке, а потом тает до июня. К примеру, прошлой зимой там скопилась снежная куча высотой с пятиэтажный дом», - рассказывает главный инженер ООО «Магистраль» Алексей Широпаев.

По его словам, начало работ было трудным: тогда, в 2017-м, компании не хватало машин и опыта, часть техники пришлось закупить («С одними лопатами далеко не уедешь»). Зато сейчас автопарк обновлен, опыт наработан, штат укомплектован, а рука набита.

«Тротуары мы не запускаем, снежную наледь на них не копим, стараемся все делать своевременно. При этом каждый день качество нашей работы проверяют специалисты Департамента городского хозяйства. Они инспектируют практически все улицы и микрорайоны. Обычно замечания бывают (там убрать кучу снега, там подправить тротуар), и мы, конечно, устраняем недоделки: совершенствуемся, развиваемся, растем», - говорит Алексей Широпаев.

«Назвать благодарным наш труд можно с большой натяжкой. Люди жалуются: то им сыро, то грязно, то нас на улицах не видать – хотя мы специально работаем ночью, чтобы не затруднять движение, - делится замдиректора ООО «Магистраль» Татьяна Гримова. – А бывает, к нашим дворникам по утрам пристают неадекватные люди. К примеру, недавно был случай: в 5 утра наша сотрудница попросила пьяненькую даму быть внимательней: мол, едет трактор, подождите, не кидайтесь под колеса. В ответ дама ударила ее сумкой по голове. Потом, правда, извинилась, но осадочек остался».

Впрочем, по словам Татьяны Гримовой, бывают и обратные примеры. Две работницы ранним утром на перекрестке сгребали лопатами снег, когда к ним подошел подвыпивший парень. Женщины насторожились, а он им протянул по 100 рублей: дескать, я вот еще гуляю, а вы уже вовсю пашете. Дворники от денег, конечно, отказались, и тогда парень сбегал до ближайшего ларька и купил им по шоколадке. Сказал, что от чистого сердца.

Ольга Бурчевская