Фото: «Российская газета»

В Музее политической истории России в Санкт-Петербурге начала работу выставка, на которой представлена всего одна картина знаменитого художника, нашего земляка из Череповца Василия Верещагина – «Казнь заговорщиков в России».

Как сообщает «Российская газета», написанная в 1884-1885 годах, картина является частью цикла «Трилогия казней». В него входят еще два монументальных полотна: «Распятие на кресте у римлян» (1887, Бруклинский музей, США) и «Подавление индийского восстания англичанами» (около 1884, местонахождение неизвестно).

Триптих отражает отношение художника к смертной казни как к бесчеловечному акту убийства. «Казнь заговорщиков в России» изображает сцену повешения народовольцев, организаторов убийства Александра II.

Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Николай Рысаков и Тимофей Михайлов были казнены 3 апреля 1881 года на Семеновском плацу в Петербурге. По воспоминаниям современников, Верещагин хотя и не сочувствовал народовольцам из-за их методов ведения борьбы, но был возмущен их казнью. Сам автор так описывал свою картину: «… холодный северный зимний день. Масса народа столпилась на одной из площадей, протискиваясь к виселице; ее напор сдерживают жандармы верхами... Преступник, окутанный белым саваном, с капюшоном поверх головы, только что был повешен и еще кружится на веревке, а народ стоит в немом изумлении от ужаса перед поучительным зрелищем. Только один грубый голос поднялся из толпы: «Да поделом им!» Но слова эти тотчас были заглушены несколькими женскими голосами: «Разве можно так говорить? Теперь не нам судить его. Пусть его судит Всемогущий Бог!..»

Впервые эта картина экспонировалась на выставке Верещагина в Вене в 1885 году под названием «Повешение». Примечательно, что полотно и его репродукции были запрещены к ввозу в Российскую империю.

В 1891 году картина была продана на аукционе и, пройдя через несколько рук, куплена проживающим в России французским подданным Левитоном, которому удалось привезти ее в Петербург. У Левитона картину отобрала полиция. В итоге полотно оказалось в Государственном музее Революции (сейчас - Музей политической истории России). Сюда картина поступила в 1921 году и экспонировалась в разделе по истории народничества до 1977 года, после чего более 40 лет не выставлялась.

В прошлом году полотно было передано Третьяковской галерее для реставрации. Сейчас оно возвращено домой.

Добавим, что выставку картин Верещагина в Новой Третьяковке в Москве, проходившую с 7 марта по 15 июля, посетили более 317 тысяч человек.

Андрей Иванов