Вологжанин Артем Манчутин создает в деревне Бурцево на окраине областной столицы частный музей, посвященный советской эпохе. Его гостей ждет полное погружение в 60-80-е годы: от забытых всеми автоматов газированной воды до раритетных автомобилей. Журналисты ИА «Вологда Регион» стали одними из первых посетителей будущего музея.

Подробности о необычном увлечении Артема Манчутина можно прочитать в материале в газете «Красный Север».

Фото: Валентина Певцова

Андрей Иванов
  • «Мне хочется сделать такой музей, чтобы в нем было интересно всем посетителям, - объясняет Артем. - Кого-то заинтересуют значки тех лет, кого-то - утюги и телефоны, других - машины, а кто-то с увлечением будет рассматривать автомобильные номера или игрушки». 
  • Сам Артем, получивший в свое время все категории водительских прав, шоферит на одной из автобаз. Но коллекционирование всего, что связано с советским периодом - главное дело его жизни. Необычный музей он создает вместе с отцом Андреем Юрьевичем и друзьями Дмитрием и Андреем из вологодского клуба «Реал Ретро» на территории рядом со своим домом. Год назад Артем выкупил для музея соседний участок, для этого пришлось даже продать квартиру.  
  • Экспонатов будущего музея у вологжанина столько, что глаза в буквальном смысле разбегаются. Вот, например, автомобильные номера почти из всех регионов России - «01» до «100». Недавно коллекционеру прислали из Чечни «20-й» регион - его очень трудно было найти.  
  • Главной тематикой музея будет автотехника. На сегодня у Антона и его друзей порядка 80 машин и автобусов советских времен. Есть и уникальные: легковушка ГАЗ А 1936 года выпуска, милицейский мотоцикл с коляской МПК-9, «Победа» 1958 года и другие.  
  • «У нас есть задумка назвать одну из экспозиций «Машины на службе», - рассказывает Артем Манчутин. – На ней будут представлены служебные автомобили тех лет: пожарная машина ГАЗ-53, медицинский легковой РАФ 22031, «Москвич» 1978 года – на таких ездили сотрудники ГАИ». А еще в коллекции Артема и его товарищей уже четыре автобуса: два ПАЗа, ЛИАЗ и «Кубань». Отметим, что случаи коллекционирования автобусов очень редки и для России вообще. 
  • «У нас есть задумка назвать одну из экспозиций «Машины на службе», - рассказывает Артем Манчутин. – На ней будут представлены служебные автомобили тех лет: пожарная машина ГАЗ-53, медицинский легковой РАФ 22031, «Москвич» 1978 года – на таких ездили сотрудники ГАИ». А еще в коллекции Артема и его товарищей уже четыре автобуса: два ПАЗа, ЛИАЗ и «Кубань». Отметим, что случаи коллекционирования автобусов очень редки и для России вообще. 
  • Среди экспонатов будущего музея – и знаменитая в советское время «инвалидка», маленькая машина для человека с ограниченными возможностями. Хозяин бесплатно получил ее в 1991 году, но ему автомобиль был не нужен. Он притащил машину в деревню, поставил под яблоню – и так она простояла 23 года. С машины кто-то срезал мотор, разбили стекла… Артем восстановил ее и заново покрасил.  
  • По словам создателя музея, на въезде на его территорию посетителей будет встречать киоск «Союзпечати», затем они увидят телефонные будки и аппарат газированной воды. Два таких аппарата Артем и его друзья нашли на Вологодском машиностроительном заводе, где они давным-давно не использовались. Один спасти не удалось - на него упал бетонный блок. 
  • В музее будут представлены и различные игрушки советских времен, среди которых есть такие «раритеты», как педальные автомобили. За пару лет Артем собрал 37 таких детских машин! «Я расклеил объявления, где только можно, и люди звонили, предлагали эти машины, которые у них пылились сломанные. Я их восстанавливал, доводил до ума... А сейчас на педальные «Москвичи» огромный спрос», - рассказывает коллекционер. 
  • Артем Манчутин не только водитель и коллекционер, но еще и байкер. Он сам, своими руками, с нуля собрал байкерский мотоцикл, которому дал имя «Мастодонт», и зарегистрировал его в ГАИ. Вологжанин объездил на нем многие фестивали байкеров, любовь к мотоциклам у него не отбила даже авария в 2003 году, в которой он получил серьезные травмы.  
  • Бензоколонки, фотоаппараты, радиоприемники, холодильники, пылесосы, утюги, швейные машинки, самовары, кассовые аппараты, таблички с названиями улиц, фотографии старой Вологды, портреты Ленина, Маркса, Энгельса - все эти предметы, многие их которых Манчутин находит где-то в деревнях, на пунктах приема металлолома, на свалках, станут экспонатами музея.  
  • «Близкие меня поддерживают, - улыбается коллекционер. - Жена уже давно поняла, что я в этом плане сумасшедший на всю голову. Но я ей всегда говорю: посмотри, рыбаки тоже по-своему больные, сколько они тратят денег на рыбалку… Сыну Максиму и дочке Карине все это тоже очень интересно, Макс сам игрушечные машинки коллекционирует». 
  • По словам коллекционера, частный музей распахнет свои двери примерно через полтора-два года. За это время его создатели планируют не только восстановить всю технику, но и облагородить территорию – сделать дорожки, разбить клумбы. 
  • «Меня часто спрашивают: «Как ты все это делаешь, работая простым водителем? Ведь эта техника немало стоит», - говорит Артем Манчутин. - Понимаете, часто люди просто дарят мне машины или отдают за символические деньги. А мне интересно сохранять историю. Это место я считаю своей Россией, мне здесь очень нравится. И мне хочется показать людям историю нашей страны».