Фото: finugor.ru

Фестиваль вепсской культуры «Древо Жизни» проходит в середине июля в деревне Макарьевской Бабаевского района. Тема праздника - «Счастливая семья» как источник и хранитель уникальной культуры.

На празднике гостей знакомят с мужскими и женскими ремеслами, выбирают лучшие вепсские семьи. А участники конкурса на лучшее вепсское блюдо готовят сканцы (коросты) с традиционными начинками. На представлении артисты демонстрируют рождение детей в вепсских семьях: со всех селений съезжаются гости поздравить молодых родителей и одарить малышей. Весь праздник работает ярмарка, а все желающие могут сыграть в саамский футбол.

Сейчас вепсы признаны малочисленной народностью, про которую не очень много информации. Информагентство «Вологда Регион» сделало подборку малоизвестных фактов об этом народе.


Вепсский край: тайна Черной ямы

Фото: blog.wolive.ru


В восточной части Вепсской возвышенности Вологодской области, на границе Бабаевского и Вытегорского районов, находится Шимозеро - периодически исчезающее карстовое озеро. Оно входит в реестр уникальных природных объектов России и является одним из 7-ми чудес финно-угорского мира.

Площадь Шимозера - более восьми квадратных километров. Периодически из озер уходит вода вместе с живущей в них рыбой, а через некоторое время возвращается вновь. В народе ходит легенда, будто бы водяные озера Шимозеро и Онего периодически играют в карты, на кон ставят рыбу и воду. Когда проигрывает Шимозерский водяной, Онего забирает у него карточный долг. Через какое-то время Шимозерский водяной отыгрывается и возвращает обратно свое богатство.

Карстовую воронку на дне котловины в юго-восточной части водоема, называют Черной ямой. Через нее вода озера периодически уходит под землю настолько, что его площадь сокращается в несколько раз. Исчезновение воды наблюдается далеко не каждый год. Ученые установили, что вероятность исчезновения воды в сухие годы больше, чем во влажные.

Вместе с водой в воронку уходит и рыба, затем через неопределенное время (от года до нескольких лет) вода из подземной реки начинает заливать высохшее пространство дна озера, пока не заполнит весь водоем. Вместе с водой возвращается и рыба. Тайна Черной ямы до сих пор не разгадана.


Первые вепсы на Вологодчине

Фото: portal.do.mrsu.ru


Первые упоминания о вепсском поселении на Вологодчине датируются еще 1584 годом.

До сегодняшнего дня вепсы усиленно поддерживают старинные традиции предков. В ряде деревень Бабаевского района - Войлахте, Пондале и Панкратово - до сих пор разговаривают на родном вепсском языке. В этих местах сохранены обычаи, поверья, технологии строительства, элементы традиционной охоты и рыболовства, земледелия. 


На Вологодчине проживает около тысячи вепсов

Фото: finugor.ru


По информации портала «Национальный акцент», согласно данным переписи населения за 2010 год, в России на тот момент проживало почти шесть тысяч вепсов.

На территории Вологодской области по переписи 2010 года было зарегистрировано более 400 вепсов. В основном они живут на территориях Бабаевского района (Вепсское национальное и Пяжозерское сельские поселения) и Вытегорского района (Оштинское сельское поселение).

Однако, как рассказали ИА «Вологда Регион» в администрации Вепсского национального сельского поселения, эти данные уже устарели. Сейчас только в одном этом поселении проживает не менее 300 вепсов, а в Пяжозерском их еще больше. В Оштинском сельском поселении нам сообщили, что здесь проживают 256 вепсов. Таким образом, можно констатировать, что численность вологодских вепсов «подтягивается» к тысяче.


Вепсский писатель Анатолий Петухов

Фото: cultinfo.ru


Один из самых известных вепсских литераторов, советский и российский писатель Анатолий Петухов жил на Вологодчине. По национальности он вепс, писал на русском и вепсском языках. Анатолий Васильевич первый вепсский профессиональный литератор. Он был народным депутатом России, членом Верховного Совета России.

Родился Анатолий Петухов 2 ноября 1934 году в вепсском селении Шимозеро в Вологодской области в семье учителя. Окончил Белозерское педагогическое училище и отделение журналистики Ленинградской Высшей партийной школы при ЦК КПСС. По образованию – учитель и журналист.

В своих книгах Анатолий Петухов рассказывал о современной деревне, видя причины национальной трагедии вепсов, прежде многочисленного народа севера России, в отрыве крестьян от земли, отходе от обычаев предков. Первые произведения писателя на вепсском языке посвящены детям и природе. Это «Рассказы о животных», которые с 1990 года периодически публиковались в журнале «Кипиня».

Анатолий Петухов стоял у истоков создания вепсского алфавита, редактировал первое академическое издание словаря вепсского языка, участвовал в подготовке учебников для вепсских детей. Анатолий Васильевич ушел из жизни 30 августа 2016 года.


Одна из «изюминок» праздника «Древо жизни» - саамский футбол

Фото: бабаевская районная газета «Наша жизнь»


Правила этой игры довольно просты. В команде пять человек вместе с вратарем. Все игроки одеты в длинные сарафаны.

Игрокам на поле нельзя дотрагиваться рукой до мяча. Однако игроку иногда можно прятать мяч под сарафан и так пронести несколько секунд. 

Вратарь стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе он защищает мяч, накрывая его подолом юбки. 

Добавим, что в саамском футболе два тайма по 10 минут, затем команды меняются полями. Возможна замена игрока.

Андрей Иванов