Фото: Сергей Юров, Валентина Певцова

Правительство РФ поручило Минфину, Минэнерго и ФАС подготовить законопроекты о снижении ставок акцизов на бензин и дизельное топливо.

Предполагается, что акцизы на бензин должны снизиться на 3 тысячи рублей за тонну, на дизтопливо – на 2 тысячи рублей. В Правительстве считают, что это позволит сдержать рост цен на топливо на внутреннем рынке.

Как рассказал ТАСС начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин, такое решение было принято на совещании с участием вице-премьера Дмитрия Козака. Министерству финансов дано поручение проработать вопрос о снижении акциза от действующей ставки до 1 июля.

Как сообщает газета «Ведомости», в результате снижения акцизов литр бензина в среднем может подешеветь на 2,2 рубля. Литр дизтоплива – на 1,7 рубля. 

Рост цен на бензин в России наблюдается с начала года. Как отмечает Росстат, рост цен на топливо весной зафиксирован в 75 регионах страны: от 0,8% до 4%. ФАС обвиняла в росте цен нефтяные компании, которым выгоднее экспортировать бензин и дизтопливо, чем реализовывать их на внутреннем рынке. В службе предлагали для нормализации цен увеличить нормативы продаж нефтепродуктов на бирже.

На Вологодчине бензин тоже дорожает. Согласно данным Вологдастата, в сентябре 2017 года средняя цена литра бензина АИ-92 у нас составляла 37 рублей 55 копеек. В апреле этого года - 39,2 рубля за литр. А сейчас, по данным авторитетного индекса топливных цен «Петрол Плюс», средняя цена выросла уже до 40,7 рубля.

Литр бензина АИ-95 в сентябре прошлого года стоил на Вологодчине в среднем 39 рублей 68 копеек. В апреле - уже 40,9 рубля. А в середине мая цена выросла до 42,5 рубля.

Подорожало и дизельное топливо. Если на сентябрь 2017-го, по данным Вологдастата, оно продавалось по цене 39 рублей 47 копеек за литр, то сейчас, по информации портала natrakte.ru, на некоторых заправках средняя цена - 44 рубля 70 копеек.

Подорожание топлива связано с увеличением акцизов. Предполагалось, что в этом году они должны были повыситься дважды - по полрубля на литр в январе и июле. Сейчас автолюбителям «аукается» январское повышение. Ожидалось, что бюджет заработает на этих повышениях дополнительно, как минимум, 400 млрд рублей.

Еще одна причина - снижение объема оптовых продаж топлива на внутреннем рынке. Проще говоря, оно уходит на внешний рынок, где нефть и нефтепродукты на экспорт выросли в цене. Очередной фактор – в апреле - мае на плановый ремонт встает часть российских нефтеперерабатывающих заводов, что тоже влияет на дефицит бензина.

«За год заводские цены у производителя выросли больше чем в полтора раза! – рассказала областной газете «Красный Север» гендиректор ООО «Вологданефтепродукт» Галина Тамодина. - В апреле прошлого года тонну 95-го мы покупали за 32 тысячи рублей, а в новом прайсе он стоит уже 50 000, литр 92-го - 49 300! А ведь его еще и доставить надо, реализовать. За нынешние цены на бензин нужно не с нас, предпринимателей, спрашивать, а с нефтяных компаний и принадлежащих им НПЗ - все повышение идет оттуда».

Корреспонденты ИА «Вологда Регион» узнали, что думают о ситуации со стоимостью бензина на Вологодчине местные автолюбители.


Мнения о ситуации с бензином вологодских автолюбителей 

Алексей Третьяков, водитель с десятилетним стажем:

- Конечно, можно оправдать рост цен на бензин подорожанием нефти, которая фактически вышла на показатели 2014 года. Но возникает другой вопрос, когда нефть падала в цене, почему топливо на заправках не дешевело? Подобные вопросы появляются, если не знать, что доля нефти в стоимости бензина в России - менее 10%. Для сравнения, на западе - 70%. У нас же половину стоимости бензина составляют различные акцизы и сборы.

Сейчас федеральные власти говорят о намерении снизить акцизы с 1 июля. Это, конечно, вызывает определенный оптимизм. Но предыдущий опыт подсказывает, что если снижение стоимости бензина и произойдет, то, скорее всего, на какие-то копейки. 

Другой вопрос, водителей уже давно возмущает то, что цены на АЗС на Вологодчине выше, чем в соседних регионах. Знаю это по личному опыту: когда езжу на дачу в Ярославскую область, то стараюсь обязательно залить полный бак. Там бензин на 1-2 рубля дешевле, чем у нас. Нам объясняют высокую стоимость бензина тем, что основным поставщиком его на Вологодчине выступает «ЛУКОЙЛ- Волганефтепродукт». Дескать, плечо поставок топлива слишком велико, отсюда и высокие цены. Получается, нам нужно еще быть благодарными за то, что Вологодчину не «отдали» какому-нибудь «Хабаровскнефтепродукту» или поставщику из Владивостока. Получается, что тогда бензин мог бы стоить под 100 рублей за литр?

Конечно, на региональном топливном рынке нужно развивать конкуренцию. Но для того, чтобы на Вологодчину пришел альтернативный поставщик, требуется время. И вряд ли он будет держать низкие цены. Ведь новому поставщику тоже будет необходимо «отбить» деньги на строительство АЗС и инфраструктуры.


Сергей Гагарин, директор вологодского учебно-кадрового центра «Машинист»:

- Понятно, что рост стоимости топлива увеличивает затраты на обучение учащихся нашего УКЦ. Если оно дорожает, соответственно и наши расходы увеличиваются. И в любом случае эта нагрузка ляжет на плечи обычных людей. Поэтому хотелось бы, чтобы не было все время изменения цен на топливо только в большую сторону, что мы сейчас постоянно наблюдаем.


Антон Ильин, водитель-дальнобойщик с многолетним стажем:

- Вот, смотрите, я работаю в транспортной компании, перевожу по России грузы. Соляра дорожает – собственник бизнеса поднимает тарифы на грузоперевозки. Соответственно, предприниматели, чьи грузы мы перевозим, включают эти возросшие расходы в стоимость товара. В итоге за все расплачивается потребитель… И я не помню такого, чтобы у нас в стране бензин и дизтопливо дешевели, поэтому у меня лично пока нет уверенности, что снижение акцизов поможет нормализовать цены на топливо.

Андрей Иванов