Фото: Валентина Певцова

Сейчас из 980 учеников третьей сокольской школы – 12 детей с инвалидностью. Диагнозы у ребят самые разные – диабет, нарушения слуха, ДЦП.

«Раньше дети-инвалиды сидели дома, а сейчас они общаются со сверстниками, ходят на уроки, участвуют в праздниках и других общешкольных мероприятиях. Им будет потом что вспомнить», - говорит директор школы № 3 в Соколе Светлана Хвалина. Это учебное заведение давно и серьезно занимается инклюзивным образованием проблемных малышей и подростков.

А вот форм обучения, в отличие от здоровых сверстников, у них даже больше: очная, индивидуальная и дистанционная. К примеру, в прошлом году, когда один из учеников восстанавливался после сложной операции, учителя ходили к нему домой и обучали по Скайпу, но как только юноша встал на ноги, он сам пошел в школу – сначала с палочкой, а потом и без нее.

«Инклюзия – это совместное образование и воспитание обычных и особенных детей в специально созданных условиях, и мы эти условия активно создаем, - рассказывает директор. - В 2012 году наша школа одной из первых в районе включилась в программу «Доступная среда». Благодаря этому у нас теперь есть пандусы, механическое и автоматическое кресла-коляски, ходунки, а входная дверь и санитарные комнаты приспособлены для особенных ребятишек. Вместе с мамами и папами дети-инвалиды со всего района приезжают к нам на Новый год, спортивные состязания, концерты. И если раньше родители носили таких детей на руках, то сейчас барьеров нет – мальчишки и девчонки у нас передвигаются свободно».

В третьей сокольской школе и вправду все устроено для детей. В сенсорной комнате малышня охотно «плещется» в сухом бассейне, рисует картины из песка, любуется световым дождем и массирует ноги на специальном тактильном коврике.

Все это настраивает школьников на позитивный лад, снимает стресс и напряжение, развивает мелкую моторику. Причем, в этот «мини-санаторий» берут не только детей с диагнозом, но и здоровых учеников – им такой отдых тоже не помешает.

В соседнем кабинете с учениками начальных классов занимается логопед (учит их произносить трудные звуки и внятно выговаривать слова), свои занятия ведут социальный педагог и психолог. Для слабослышащего ребенка в школе работает звукоусиливающая установка. А самочувствие всех без исключения детей отслеживает диагностический комплекс «Здоровый ребенок», который с 1 по 11 класс фиксирует основные данные об учениках - рост, вес и прочие показатели. В случае проблем медик советует ученику обратиться к узкому специалисту.

«Наши дети живут очень дружно.  В совместной учебе и жизни выигрывают все: старшие опекают младших, учатся доброте, сочувствию, толерантности. А особенные дети получают общение, которого им так не хватает, адаптируются в обществе, повышают собственную самооценку, - делится Светлана Хвалина. - Помню, в прошлом году мы участвовали в городской «Битве хоров», в конкурс, по условию, должен был включиться весь класс. Так вот, ребенка на коляске ребята поставили в центре: заботились, помогали, поддерживали. На это было приятно и очень трогательно смотреть».

Всего же в школах и детских садах Сокольского района образование получают 295 детей-инвалидов. Каждый третий из них в свободное время занимается еще в секциях и кружках, а многие – занимают призовые места на областных и районных выставках, конкурсах и турнирах.

«Наша главная задача -  сделать так, чтобы детям, в том числе особенным, было удобно и комфортно. Для этого мы, при поддержке Правительства и Департамента образования области, закупаем новую мебель и оборудование, обучаем педагогов, снабжаем компьютерами и другой современной техникой детей-инвалидов, обучающихся на дому, и даже оплачиваем им Интернет. Таковы ориентиры современной системы образования, поэтому мы будем и впредь развиваться в этом направлении», - говорит Елена Дресвянкина, заместитель начальника Управления образования Администрации Сокольского района.

Елена Дресвянкина (слева) - заместитель начальника Управления образования Администрации Сокольского района


По ее словам, в программу «Доступная среда» в районе уже включилось шесть учебных заведений. В целом же в настоящее время безбарьерный доступ ученикам обеспечен в 91 школе Вологодчины - то есть в каждой четвертой. Условия для инклюзивного образования также созданы в 17 детских садах региона и двух досуговых центрах. Только в прошлом году из бюджетов всех уровней на эти цели было выделено свыше 24 млн рублей.

Ольга Бурчевская