Николай Бекряшев «Первый губернский съезд депутатов Советов 19 июля 1818 года»
Фото: Великоустюгский музей-заповедник

В здании Детского музейного центра Великоустюгского музея-заповедника начала работу вторая выставка цикла «Дары и дарители». Организаторы экспозиции, получившей название «Источник вдохновения», посвятили ее столетию образования Музея северодвинской культуры.

Выставка показывает вековую историю формирования коллекции живописи Великоустюгского музея-заповедника, которая насчитывает около 400 произведений. Более половины картин подарены самими художниками или их родственниками.

Среди полотен, посвященных далекой и близкой истории города, картина Олега Бороздина и Сергея Кулакова «Восстание в Великом Устюге в 1648 году», написанная в 1956 году. На полотнах Александра Казакова «Сбор продналога в 1921 году», «В детской столовой», «Женское собрание» – суровые и трогательные свидетельства сельской жизни 1920-х годов. В 1929 году Северодвинский окружком передал музею 13 картин художников Великого Устюга – полотна Евстафия Шильниковского, Александра Казакова, Николая Бекряшева.

Удивительна судьба картины директора Великоустюгского музея Николая Бекряшева «Первый губернский съезд депутатов Советов 19 июля 1918 года», написанной к десятилетию Октябрьской революции. На ней изображены члены Северо-Двинского губисполкома 1918–1920 годов. Часть из них в дальнейшем была репрессирована, что стало причиной списания картины с музейного учета. В 1939 году умер в заключении и Николай Григорьевич. Однако картину, в которой, как в зеркале, отразился сложнейший период нашей истории, удалось сохранить.

Экспозиция второго выставочного зала знакомит с картинами, подаренными музею художниками-устюжанами в период с 1971 по 2010 год. Это произведения Владимира Латынцева, Сергея Мальцева, Бориса Студенцова и многих других.

Представлена на выставке и часть коллекции графики музея. Многие из выставляемых работ зрители видят впервые, так как музейные предметы коллекции «Графика» экспонируются на ограниченный срок в виду светочувствительности материала. В основном это произведения художников, в разные годы окончивших графический факультет Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры имени Ильи Репина.

Евгений Стариков