Предложения Вологодской области по снижению долговой нагрузки местных бюджетов найдут отражение при подготовке новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В Минфине признают, что одной из наиболее актуальных и серьезных проблем является не только высокая долговая нагрузка отдельных региональных бюджетов, но и рост объемов муниципального долга местных бюджетов. Предложения Вологодской области по внесению изменений в Бюджетный кодекс РФ озвучила начальник Департамента финансов Валентина Артамонова.

«90% от 3 млрд рублей муниципального долга Вологодской области приходится на задолженность двух городских округов – Вологды и Череповца.  У остальных 207 муниципальных образований области общий объем долга - 0,3 млрд рублей или 10% от всего объема муниципального долга Вологодчины.  В структуре муниципального долга 70% составляют «дорогие» банковские кредиты, - пояснила Валентина Артамонова. - Соответственно муниципалитетам приходится отвлекать бюджетные ассигнования от более значимых социальных расходов и направлять их на обслуживание долга. А это немалые средства - в 2016 году на эти цели направлено 224 млн рублей средств местных бюджетов».  

В настоящее время Правительство области проводит различные мероприятия по снижению долговой нагрузки муниципальных бюджетов. Однако более действенные рычаги Валентина Артамонова предложила закрепить непосредственно в Бюджетном кодексе РФ. Прежде всего, по ее словам, необходимо ввести ограничение по максимальному объему дефицита местных бюджетов: установить предельный объем дефицита для местных бюджетов в 5%, а для высокодотационных муниципальных образований закрепить норму в Бюджетном кодексе о формировании бюджетов без дефицитов.

В проекте новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводится понятие долговой устойчивости, и все субъекты Российской Федерации делятся на три группы: с высокой, средней и низкой долговой устойчивостью. По аналогии с ними Вологодская область предлагает закрепить разграничение и всех муниципальных образований.

«При этом, в отношении муниципальных образований, имеющих средний и низкий уровень долговой устойчивости, ввести определенные требования и ограничения, например, согласование с финансовым органом субъекта РФ программы муниципальных заимствований и муниципальных гарантий, ограничения по объему заимствований.   Муниципальные образования, состоящие в группе риска, имеющие низкую долговую устойчивость, в обязательном порядке должны осуществлять разработку и реализацию плана восстановления платежеспособности местного бюджета. Такие изменения бюджетного законодательства позволят стабилизировать ситуацию с муниципальным долгом», - прокомментировала Валентина Артамонова.  

Надежда Шестакова