Новые технологии гостеприимства осваивали в Тульской области руководители и сотрудники ведущих череповецких музеев. Трехдневный тур с мастер-классами по древней тульской земле им организовала компания «Северсталь». Выбор экспертов неслучаен: этот регион, не самый крупный в стране, предлагает гостям широкую палитру культурных событий. Только в прошлом году туляки приняли три миллиона туристов - российских и зарубежных.

ДЛЯ ДРУЗЕЙ У ТУЛЫ - ПРЯНИК, ДЛЯ ВРАГОВ У ТУЛЫ - МЕЧ

Тульский кремль - яркий пример русского оборонного зодчества начала 16 века. Построенный за 13 лет в болотистом месте в пойме реки Упы кремль не сдавался неприятелю, за исключением одного раза в Смутное время.


«Не велик наш городок, да старше Москвы на годок», говорили жители о Туле - древнем городе, основанном в 1146 году на «южной границе Московии».  Издавна Тула считалась столицей русских мастеров, и многое там было сделано впервые.

Именно в Туле в 1896 году построили первый в России велотрек (тогда он назывался «циклодром»), смастерили первые в стране коньки, а на месте мусорной свалки разбили роскошный парк. Тульский Кремль, где в свое время обитал Лжедмитрий I, был построен, как ни странно, в самой низкой части города (он был даже затоплен в XVII веке), зато памятник Льву Толстому здесь самый высокий в мире - около семи метров. Но историческая правда при его установке была слегка нарушена: скульптор обул Толстого в ботинки, хотя писатель предпочитал сапоги.

Перефразируя Антона Чехова: «В Тулу со своим самоваром не ездят». Самовары в Туле делали испокон веков - из меди и латуни (иногда мастера хитрили и вкладывали в самовар свинцовую пластину - чтобы продать подороже), в виде шара, рюмки, домика и даже паровоза, который ездил по столу и развозил кипяток и вагоны со сладостями. В самовар-«эгоист» вмещался стакан воды (для холостяков и студентов), в «тет-а-тет» входило два стакана, а в самоваре-кухне можно было одновременно кипятить чай, варить щи и кашу. Самый маленький самовар рассчитан на несколько капель воды, самый большой - на 450 литров, оба - занесены в Книгу рекордов Гиннеса.

В Туле и сейчас туристов потчуют чаем из самовара: «Туляк в гости приглашает - самоваром привечает».


Еще одна гордость Тулы - печатные пряники. Их пекли на масле и меду (никакой «химии»!), а рецепт держали в строгой тайне и передавали от отца к сыну. Стандартные гири при выпечке не использовались: вместо этого были разновесы - камушки, осколки кирпича, куски железа, которые на ночь прятались под замок. Пряники были пасхальные, поминальные, свадебные, разгонные и даже пряники-азбуки, по которым детишек учили читать.  После Октябрьской революции древний секрет изготовления пряников был утрачен. Восстановить его помог местный житель, который в свое время, трудясь на фабрике подмастерьем, выкрал тайный рецепт у пекарей.

Впрочем, Тула славилась не только пряником, но и кнутом. Здешние палачи считались профессионалами экстра-класса и даже приглашались на работу в соседние регионы. Первый в России вытрезвитель появился тоже в Туле. Город был богатым,  но деньги тратить было особо не на что, и оружейники охотно посещали питейные заведения. Город не мог себе позволить, чтобы мастера, заснув в сугробе, поморозили свои золотые руки, и специальные экипажи подбирали гуляк на улицах, свозили их в «приют для опьяневших», лечили рассолом и доставляли домой.

Примерно так торговались с купцами древние туляки: в лавке им нужно было договориться, заручиться, а затем обмыть сделку чаем.


В Туле, где по указу Петра I был построен первый в стране императорский оружейный завод, а тульское оружие было принято за эталон, некоторые улицы по сей день носят характерные названия: Штыковая, Курковая, Пороховая, Патронная. Именно в Туле жил прототип лесковского Левши, который подковал блоху. А фамилии Мосин, Стечкин, Макаров и Токарев знает здесь каждый школьник.

Образцы тяжелой бронетехники, которую выпускают в том числе на тульских заводах, размещены сегодня на территории музея оружия.


Оборонных заводов в городе и сейчас много, а на вопрос, что они выпускают, туляки шутят: «Сенокосилки с вертикальным взлетом», намекая на реактивные системы залпового огня.

В чувстве юмора тулякам и вправду не откажешь. К примеру, памятник динозавру, стоящий у экзотариума, жители зовут «памятником теще» и время от времени его украшают или наряжают. А памятник оружейнику Демидову, которого скульптор изобразил без одежды и с пушкой, прозвали «Рембо» или «Кентавр».

ПРОЙТИ ДОРОГАМИ ЛЬВА ТОЛСТОГО

Музей-усадьба Л.Н. Толстого - визитная карточка Тульской области.  Там великий писатель родился и прожил около 60 лет, там еще мальчишкой он искал «зеленую палочку» с секретом всеобщего счастья, там создал свои шедевры - «Анну Каренину», «Войну и мир», а позднее был похоронен - на берегу оврага, в скромной могиле без ограды и креста.

Лев Толстой завещал на своей могиле памятники не ставить и речи не произносить: зимой последний приют писателя украшают еловые ветви, летом – цветы.


Сегодня музей-усадьба - это огромный музейных комплекс, расположенный на 412 гектарах земли (включая 40 гектаров яблоневых садов). Там более 10 старинных зданий, своя гостиница, ресторан, дом культуры и 450 штатных работников. И вся эта огромная «империя» работает как часы. Главная трудность - музей не может принять всех желающих, для этого не хватает мемориальных зданий, и некоторые программы туристам приходится бронировать за год. Но над этой проблемой туляки сейчас работают - идет масштабное музейное строительство, которое должно завершиться в 2018 году.

В старинном доме, где жил и творил писатель, все сохранилось в точности, как при его жизни: старый кожаный диван, на котором родился сам Толстой и 11 из 13 его детей, обеденный стол, накрытый на большую семью, вся кабинетная обстановка и стол, за которым были написаны многие из его великих творений. Даже книги в шкафах стоят в том же порядке, в каком поставил их Лев Николаевич. Каждый день усадьбу посещают от 20 до 50 туристских групп: дети и взрослые, россияне и иностранцы. Группы идут одна за другой, в «горячий» сезон - каждые 7-10 минут.

Величальными песнями приветствовали туляки нашу делегацию, а потом охотно делились лучшими музейными практиками.


Гостям в Ясной Поляне всегда рады.  Кроме классических экскурсий и программ им предлагаются тематические, интерактивные, детские, семейные, конные, велосипедные и т.д. Для школьников разработаны «живые уроки», квесты и викторины. На мастер-классах все желающие могут освоить флористику, уникальную яснополянскую роспись по керамике, изготовление кукол-оберегов, а также научиться танцевать мазурку, полонез и менуэт. В музейном ДК гостям показывают фильмы и спектакли, проводят творческие встречи, праздники, театральные и джазовые фестивали, а в старинной кучерской поют величальные песни и угощают чаем с мятой и вкусными пирожками.

На мастер-классе по флористике  череповчане и москвичи увлеченно составляли композиции из яснополянских цветов.


«Софья Толстая была хорошей хозяйкой и рукодельницей. Она собирала гербарий, поэтому мы предлагаем туристам своими руками создать авторские композиции из цветов. В этом году мы будем варить варенье по рецептам Софьи Андреевны и проводить чаепития, как у Толстых, заодно рассказывая гостям об этикете тех времен, сервировке и дворянских традициях. Более того, вместе с комплексными обедами мы намерены предлагать гостям дворянские обеды - в стиле Наташи Ростовой, Стивы Облонского и т.д.. Вот, к примеру, обед по рецепту Софьи Толстой: похлебка грибная, пулярда в сливочном соусе с картофелем «Метрдотель» и пирог «Анке», - рассказала череповчанам менеджер музея по туризму Татьяна Арестова.

Благотворительную программу «Музеи Русского Севера» компания «Северсталь» запустила в 2007 году. С тех пор было проведено семь грантовых конкурсов и два конкурса тревел-грантов, поддержано 38 проектов музеев из Карелии и Коми, Вологодской, Архангельской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Мурманской и Новгородской областей, а также Пермского края. В 2015 году в Череповце прошел форум «Музей в туризме: стратегии и опыт», а в 2016 году в Петрозаводске и Вологде проведены творческие лаборатории «Музей - турфирма: технологии партнерства». Кроме того, с помощью программы в регионах созданы деловые партнерские отношения с органами власти, отвечающими за развитие культуры, сформирована группа экспертов для консультации и поддержки развития музеев Русского Севера, определены планы на будущее.

«Удивительно, как полно и всесторонне используют наследие Толстого работники музея-усадьбы в Ясной Поляне. Опираясь на какой-нибудь маленький факт, они создают большие интересные программы и щедро делятся своим опытом с коллегами из других регионов. Вот почему, познакомившись с тульскими коллегами на одной из творческих лабораторий нашей грантовой программы «Музеи Русского Севера», мы решили дать возможность череповчанам изучить эти замечательные музейные и туристические  технологии и привезти сюда представителей мэрии и специалистов ведущих музеев Череповца – Музея металлургической промышленности, Череповецкого музейного объединения, в том числе Дома Ивана Милютина, Усадьбы Гальских. Думаю, эта поездка даст им новые знания, хороший заряд деловой энергии и мощный толчок для развития череповецких музеев на благо горожан и гостей города», - говорит Наталья Поппель, начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду АО «Северсталь Менеджмент».

«Очень жалко, что мой 15-летний сын, который сейчас готовится к олимпиаде по истории, не был в Ясной Поляне: знания в такой форме, которые ты прочувствовал и пропустил через душу, откладываются в памяти на всю жизнь, - говорит заместитель мэра Череповца Елена Авдеева. - Конечно, нам будет очень полезен опыт туляков: нам тоже есть что показать школьникам со всей страны, и мы готовы организовать 2-3-дневные туры. Сейчас будем думать, как эти туры продвигать, как лучше выстроить программу и логистику. Пора, наконец, изменить отношение к Череповцу как просто индустриальному городу».

«В наших музеях все это есть - интерактив, мастер-классы, квесты, театрализация, мы тоже стараемся идти в ногу со временем. Но тульский опыт уже натолкнул на новые мысли и идеи. К примеру, занятия по флористике можно организовать в музее Игоря Северянина. Он очень любил сравнения с цветами: «Еще Вы девушка, еще Вы только лютик, и я из лютиков Вам подарю букет...», - отметила директор Череповецкого музейного объединения Ольга Павлова. - Кроме того, мы всерьез задумались о питании туристов. Для начала наладим сотрудничество с кафе, а дальше будем искать инвесторов, готовых, к примеру, построить ресторан дворянской кухни рядом с Усадьбой Гальских и открыть летнюю веранду с хорошим кофе и выпечкой у Дома Ивана Милютина».

ЛЕТОПИСНЫЕ СВОДЫ: РАСКРОЙ И УЗНАЕШЬ

Поездка в Тулу была крайне насыщенной. Череповчане и представители «Северстали» посетили еще музей и экспозицию «Железная дорога Льва Толстого», выпили чаю «В гостях у купца Байбакова», осмотрели Тульский государственный музей оружия, который входит в 100 лучших музеев мира, Тульский кремль, музей «Тульские древности», а также музейный комплекс «Куликово поле».

Эта аллея из копий, которые подсвечиваются в темное время суток, ведет к музею «Куликово поле». Кстати, Петр  I был единственным государем, посетившим поле брани в Тульской области. Первые лица СССР и России сюда, увы, не приезжали.


Этот суперсовременный комплекс, открывшийся в прошлом году, возвели в чистом поле у слияния Дона с Непрядвой, где в 14 веке бились с ордой Мамая храбрые полки Дмитрия Донского. Самолеты, пролетая над новым музеем, видят внизу большой белый крест, а гости - величественное здание в стиле постмодернизма. Каждое утро там звонит тревожный набат, означая начало побоища, а днем его сменяют радостные победные перезвоны.

Такие же умные гаджеты встретят посетителей в Тульском музее оружия.


Классические экскурсии, на которых гостям покажут уникальные реликвии Куликовской битвы и расскажут об ее истории, дополняет информация на многочисленных музейных гаджетах. Мультимедийные экраны, где демонстрируются события того времени, само великое сражение с 70 тысячами участников, создают эффект присутствия.  «Присядь и послушай» - приглашает уютное аудиокресло. В виртуальных киосках прикосновением пальца открывается доступ к самой полной информации, а гигантские интерактивные панели предлагают различные активности. Там можно, к примеру, сыграть в исторические игры, отчеканить монетку, соединив аверс и реверс, создать головные уборы того времени.

Кольчуга, шлем и прочее снаряжение русского воина весит не один пуд – хрупкой девушке его даже не приподнять.


«Попробуй натянуть лук» - приглашает еще одно диковинное устройство. Оно же выдаст результат: «Лягушка-царевна умрет в невестах», «Еще чуть-чуть, и Вы - стрелец, удалой молодец» либо «Вы приняты в число витязей Богатырской заставы». В музее можно в реальности «почувствовать вес снаряжения русского воина», подержать в руке меч и даже занять свое место в боевом строю, услышав топот мчащейся конницы. Тут же можно пообщаться с участниками Куликовской битвы («Печальные дни: всевышний от нас отвернулся», - сказал нам грустный Мамай). А на выходе из музея посетителям предложат проверить себя в квесте, и умная техника скажет, кто вы: новичок, знаток либо мастер истории.

В специальной витрине-пирамиде реконструирован ландшафт XIV века, и представлена хроника событий 7 и 8 сентября - от переправы русского войска через Дон до момента жестокой схватки, в которую вот-вот вступит Засадный полк.


«Роскошный музей, мы в восторге, и обязательно применим этот опыт, создавая новую экспозицию в музее археологии. Экспонаты у нас есть, а вот мультимедийными технологиями мы пока что владеем не очень хорошо. Но, надеюсь, «Северсталь» нам поможет, и ситуация пойдет на поправку, - делится руководитель ЧерМО Ольга Павлова. - Сейчас в музеи люди ходят не только за знаниями, но и за эмоциями, впечатлениями, что более ценно. Знания можно найти в интернете, а вот сказать на экскурсии «Ах!» и почувствовать, что сердце защемило - это совсем другой уровень, к которому нужно стремиться».

«Мероприятия, которые проводит «Северсталь», дают нам возможность учиться и развиваться. В частности, результатом этой поездки станут новые проекты, полезные для города и горожан, - уверена заместитель мэра Череповца Елена Авдеева. - Мы знаем свои слабые места и будем над ними работать. Задача-минимум: «упаковать» музейный продукт в яркую обертку и безжалостно избавиться от скучных и непопулярных программ и проектов. Задача-максимум: привлечь в наш город как можно больше гостей. Поможет в этом и новая набережная, и новая пристань, из-за отсутствия которой мы теряем туристов: сейчас из 700 теплоходов, проплывающих мимо Череповца, 650 - не могут причалить. Эта проблема решается, но, увы, не так не быстро, как этого бы хотелось».

НЕТ ХУДА БЕЗ ДОБРА, ИЛИ О РАЗВИТИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА

«У Вологодчины - огромный потенциал в плане развития культуры и туризма, и мы как социально ответственная компания стараемся региону в этом помочь. Образно говоря, наша задача - дать не рыбу, а удочку, что мы делаем, осуществляя проект «Музеи Русского Севера» с грантами для лучших начинаний и программ, - отметила начальник управления по корпоративной социальной ответственности и бренду АО «Северсталь Менеджмент» Наталья Поппель. - Сегодня архиважно, чтобы музей был не только хранилищем духовного наследия, но и современным культурным многофункциональным центром. Жизнь меняется, бросает новые вызовы, и музеи должны на них отвечать, общаясь с каждым посетителем на понятном ему языке. «Нет худа без добра», говорится в народе. И сейчас, когда зарубежные поездки недоступны многим россиянам, в стране набирает обороты внутренний туризм. Конечно, есть большие задачи развития качества сервиса и логистики, порой не хватает мест проживания и  комфорта.  И все это - точки роста, над которыми надо работать: не скулить, что все плохо, не опускать руки, а начинать действовать, создавать собственный уникальный продукт, творить, выдумывать, пробовать, креативить и шаг за шагом идти к намеченной цели. У Вологодчины все для этого есть: богатая природа, архитектура, огромное культурное наследие, опыт богатой фестивальной жизни. А «Северсталь» продолжит помогать: в этом году мы планируем провести  масштабный форум для музейщиков Русского Севера по обучению эффективным проектным технологиям и поддержать грантами самые яркие музейные проекты».

Ольга Бурчевская