Фото: Formator.info

Сотрудники Пенсионного фонда России, занимающиеся непосредственным оформлением пенсий, не могут выполнить эту работу в отношении своих близких родственников.

«Действительно, такое ограничение существует, - подтверждает заместитель управляющего Отделением ПФР по Вологодской области Галина Королева. - Оно является одной из мер по противодействию коррупции, которые реализуются в нашем ведомстве».

Надо сказать, что это далеко не единственное ограничение для сотрудников в отношении родственников. Так, например, работник фонда не может занимать должность, связанную с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из родственников другому. Речь идет как о собственных родителях, супругах, детях, братьях и сестрах сотрудника, так и об аналогичном «ближнем круге» его супруга или супруги.

Более того, если существует даже потенциальная возможность возникновения подобной ситуации, сотрудник обязан сообщить об этом руководству для того, чтобы избежать так называемого конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей.

В свое время, когда появилась такая законодательная норма, в региональном отделении ПФР была проведена работа по приведению в соответствие штатного расписания всех органов фонда на территории области.

Соблюдение этого требования является обязательным при проведении проверок работы территориальных органов в городах и районах Вологодчины и проведении фондом госзакупок.

«Законодательство устанавливает ряд ограничений, запретов и обязанностей по профилактике коррупционных проявлений, которые касаются не только нашего ведомства, но и других государственных структур, - говорит Галина Валериевна. - Причем, хочу подчеркнуть, еще и сама система организации работы в фонде создает для этого дополнительные барьеры».

Основная деятельность фонда - назначение и выплата пенсий и пособий. Теоретически в этом есть определенный коррупциогенный риск. Однако работа в ПФР организована так, что практически его исключает.

«У нас не бывает, чтобы один сотрудник рассматривал документы и принимал решение о назначении и выплате», - разъясняет Галина Королева.

Принимают документы только специалисты клиентской службы, их оценивают и готовят по ним проект решения специалисты по назначению пенсий, затем эти документы перепроверяются уже другими сотрудниками. И только после этого они поступают в выплатной центр, где еще раз проходят проверку. Так что «порадеть родному человечку» в плане назначения пенсии никому не удастся.

Противодействие коррупционным проявлениям создают и те программные комплексы, которые используются в работе фонда. Они полностью исключают возможность «утечки информации», поскольку установлен жесткий перечень сотрудников, имеющих доступ к каждому ПО.

Профилактике коррупции способствует и активный переход Пенсионного фонда на развитие цифровых технологий. Сегодня все больше граждан при оформлении пенсий и пособий пользуются бесконтактным способом - через личный кабинет на портале государственных услуг, либо это делают за него по защищенным каналам связи работодатели, с которыми у фонда заключен соответствующий договор. Благодаря этому при обращении граждан в ведомство практически полностью исключается так называемый человеческий фактор, сводится до минимума число чиновников-посредников между гражданином и государством.

«Предоставление государственных услуг в электронном виде - один из наиболее эффективных инструментов для противодействия коррупции, - уверена Галина Королева. - Нам поставлена задача в этом году довести уровень оформления пенсий через электронные сервисы до 70%, и мы ее успешно решаем».

Ирина Алтаева