В Вологде прошло совещание по закупкам товаров, работ и услуг, касающееся кооперации между малым и крупным бизнесом. Панельная секция состоялась в рамках II Межрегионального совета по кооперации с иностранным участием.

«Мы изучали товаропотоки, которые приходят в наш регион, анализировали эти процессы и делали все, чтобы выручка росла. И у нас наработана прекрасная практика, которой мы готовы делиться. Хочу сказать большое спасибо корпорации МСП, которая поддерживает наши инициативы», - открыл совещание заместитель Губернатора Алексей Кожевников.

В ответном слове представители федеральных структур отметили высокие позиции нашего региона в части закупок. 

«На территории Вологодской области работают крупнейшие заказчики страны «Северсталь» и «ФосАгро». Поэтому для нас было важно понять ситуацию в регионе по закупкам. Вологодская область находится на втором месте по округу - здесь заключили договоров на 5,3 миллиарда рублей. Сейчас мы пытаемся убедить бизнес участвовать в закупках, поскольку многие этого боятся. Но нужно понимать, что вы научитесь и найдете своих заказчиков, а мы вам в этом поможем», - обратилась к представителям бизнеса заместитель гендиректора АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Наталья Коротченкова.

«Мы провели исследования, которые показали, что финансовая активность бизнеса растет. Основная деятельность опрошенных нами предприятий - порядка 60% - хотят запустить инвестпроекты. К сожалению, в регионах очень низкий уровень информационной доступности по поддержке МСП. Небольшие компании даже не знают о многих инструментах поддержки», - отметил член Генерального Совета ООО «Деловая Россия» Алексей Порошин.

На совещании были озвучены еще несколько проблем, с которыми приходится сталкиваться малому и среднему бизнесу при организации кооперационных связей.

«Когда мы говорим о кооперации, малые компании всегда будут ограничены потребностями своих партнеров, - отметил Алексей Кожевников. - Помогая МСП работать с монополиями, нужно не забывать о проектах по увеличению базы для кооперационных сделок, по увеличению потребления. К сожалению, сейчас рынок не растет. И поэтому пока рост кооперационных проектов находится в зоне эффективности, но через несколько лет мы остановимся. Дальше пойдет речь о развитии экспортной активности».

По его словам, когда в России локализуется зарубежное предприятие, необходимо договариваться, что через какое-то время на этом производстве произойдет замена технологического сырья на российское. Кроме того, абсолютное большинство крупных компаний не стремятся взаимодействовать с малым и средним бизнесом, для этого необходимы определенные стимулы.

В качестве решения проблемы налаживания кооперационных связей федеральные эксперты предложили расширение реестра надежных поставщиков и выстраивание цепочек от поставщиков к компаниям с иностранным участием. 

«Компания дает нам свою номенклатуру, мы с помощью коллег из регионов формируем реестр и подбираем партнеров. Потом иностранная компания смотрит, какие поставщики ей подходят», - сообщил руководитель Дирекции по связям с общественностью и международной деятельности АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» Никита Банцекин.

По его словам, многое зависит от доверия крупных компаний к их малым партнерам. И это доверие можно заслужить только неукоснительным выполнением обязательств и наличием четкой стратегии. 

«Мы отбираем зарубежные компании из самых разных источников. На следующем этапе подписывается меморандум о взаимопонимании. Очередной этап - дорожная карта, где все расписывается до дня то, что каждая из сторон должна выполнить. Затем идет соглашение между производителями и подписание контрактов», - резюмировал Банцекин. 

Даниил Туров