Ежегодно Татьяна Багулина с коллегами организовывает для подростков как минимум два-три серьезных водных похода.
Фото: Вера Лушкова

Трагедия на карельском Сямозере, где попали в шторм и погибли 14 школьников и инструктор, без преувеличения всколыхнула всю страну. Отчего произошел несчастный случай, и можно ли было его избежать? Эти вопросы корреспонденты ИА «Вологда Регион» задали заместителю директора Регионального центра дополнительного образования детей Татьяне Багулиной.

- Татьяна Николаевна, за 25 лет сотрудники вашего Центра сводили в походы (в том числе водные) тысячи школьников. И многие из маршрутов были, мягко говоря, непростыми. Эта работа продолжается и сейчас?

- Карелия, Кольский полуостров, Полярный и Приполярный Урал, Алтай и Северный Кавказ – практически в каждом уголке России побывали за четверть века юные туристы Вологодчины. Сейчас, в связи с нелегкой финансовой ситуацией, наши маршруты стали ближе, мы чаще путешествуем по региону и в соседних областях. Ежегодно мы организуем для подростков как минимум два-три серьезных водных похода. К примеру, в июне группа школьников прошла на катамаранах 120 км по реке Кеме в Вашкинском и Вытегорском районах (а это поход первой категории сложности), еще одна группа сегодня возвращается из двухнедельного путешествия по Белому озеру и окрестным речкам. 

В туризме, как и в других экстремальных видах спорта, многие правила «написаны кровью», поэтому мелочей на воде и в горах быть не может.

- «С водопадов падали, сидели на мели» - это про ваших юных экстремалов?! Но то, что для детей – приключения, для взрослых – колоссальная ответственность. Как педагогам удается держать ситуацию под контролем и избегать подобных ЧП?

- Первое и главное – это подготовка детей. Для начала все они должны пройти учебу в туристских клубах и кружках и освоить  на практике элементарные вещи: как правильно держать весло, как садиться в лодку (байдарку, каяк, катамаран). Отдельная тема - как вылезти из лодки, если она вдруг перевернется - чтобы не биться, не паниковать и в целом не пугаться таких ситуаций. Затем, когда ребята научатся управлять судном, их можно взять в поход выходного дня (сплавиться по спокойной речке – без волн и порогов), потом проверить детские навыки на турслетах и соревнованиях и лишь после этого можно переходить к многодневным путешествиям, постепенно усложняя маршрут. Бывает, на эту учебу уходит несколько лет.

Не менее важна и подготовка взрослых. У инструкторов по детскому туризму должны быть соответствующие «корочки», заработанные честно, за годы работы, а не на краткосрочных платных курсах. Педагоги, перед тем, как вести школьников «по свету», должны сами накопить огромный опыт туризма (пешего, горного, водного) – и не только в качестве участников, но и руководителей походов. Словом, они должны быть профессионалами экстра-класса.

- Но и опытным туристам следует соблюдать технику безопасности?

- Разумеется! Есть множество «железных» правил, которые нельзя нарушать ни при каких обстоятельствах. На воду – исключительно в спасжилетах! Передвижение на судах – только днем и только вдоль берега. Если  по маршруту нужен дальний переход, а «море волнуется», то сидим на берегу и ждем погоды: хоть день, хоть два, а хоть и целую неделю, пока стихия не успокоится. О сплаве в шторм не может быть и речи. При этом на 6-7 юных походников полагается один опытный инструктор, а в идеале взрослый должен присутствовать в каждом водном экипаже – так детям даже психологически будет легче. Если же в поход идет большая группа (скажем, 30—40 человек), то она разбивается на микрогруппы, за каждую из которых  отвечает свой руководитель. В туризме, как и в других экстремальных видах спорта, многие правила «написаны кровью», поэтому мелочей на воде и в горах быть не может.