Фото: kolyma.ru

Проблемы инклюзивного образования стали темой круглого стола, который собрал в Вологде представителей областных и городских властей, специалистов, педагогов, а также родителей «особых» детей. Встречу организовала уполномоченный при губернаторе области по правам ребенка Ольга Смирнова.

«Хорошо, когда здоровые и «особые» дети учатся вместе, правда, для этого в школах и детских садах должны быть созданы специальные условия. Сейчас бюджет выделяет большие средства по программе «Доступная среда», однако, бывая в районах по долгу службы, мы зачастую видим, что порог на входной группе для колясочника слишком высок, крутой пандус грозит увечьями, а сенсорные комнаты простаивают без дела, - отметила детский омбудсмен Ольга Смирнова. – Не совсем готово и общество к инклюзивному образованию: дети-инвалиды порой жалуются на плохое отношение учителей и сверстников, а родители здоровых детей, в свою очередь, сетуют, что педагог больше внимания уделяет «особым» ученикам, нежели остальному классу».

«В регионе сейчас обучаются около 8000 детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе 3000 детей-инвалидов. При этом у родителей есть право выбора: отдать «особого» ребенка в специальную школу (класс) либо общеобразовательную. Кроме того, в области развивается дистанционное обучение детей-инвалидов,  детские учреждения получают специальное дорогостоящее оборудование, а педагоги повышают квалификацию на специальных курсах. Система инклюзивного образования только-только встает на ноги, недочеты еще имеются, но мы над ними работаем», - отметила Светлана Зорина, главный консультант Управления реализации государственной политики в сфере общего и дополнительного образования.

«Большую роль играет и так называемый человеческий фактор. К примеру, в школе многое зависит от директора, в классе – от педагога. Это и их  задача – воспитывать толерантность, создать такие условия в коллективе, чтобы детям с ДЦП, синдромом Дауна и аутизмом было комфортно», - подчеркнула заведущая лабораторией ФГОС ВИРО и инклюзивного образования Александра Коновалова.

Свои пожелания высказали сегодня и мамы «особых» детей. «Пусть не все школы и сады станут инклюзивными, главное - их готовность обучать маленьких инвалидов», - предложили родители. А многие посетовали, что им приходится платить за занятия с детским психологом и логопедом.

«Нам есть над чем подумать, и есть, что изменить к лучшему на уровне региона и всей страны», - подвела итоги круглого стола уполномоченный при губернаторе области по правам ребенка Ольга Смирнова. Все выработанные рекомендации будут направлены в профильные департаменты и службы,  а также главам районов.